МЫ, ИРКУТЯНЕ

БЛОГИ

  • Только хорошие новости: деньги для почтальона, спасение изюбренка и новые выставки в Доме Рогаля

    Что ни говори, но октябрь в этом году удивительно похож на апрель. Такое же яркое солнце, пронзительно синее небо иногда пробрасывает снежок. За октябрь зима пыталась наступить дважды, но сдалась под напором обаяния второго месяца осени. Выпавший снег везде растаял – и не только в городе, но и в парках, на дачах. По утрам с крыш падает капель, птицы бойко оккупируют березу у окна, ее ветки такие же голые, как в апреле, вот только почки не набухают. Конечно, это все обманка и уже через несколько дней завьюжит-заметет, но все равно, согласитесь: мы живем в солнечном городе, где ровно полгода стоит тепло (иногда с перебоями, но куда без них). У нас нет сумасшедших ветров, затяжных дождей и рядом Байкал – место, куда стремятся попасть даже из-за границы. А мы можем съездить туда на пару часов после работы. Поэтому давайте ценить то, что есть. И, конечно же, у нас есть для вас порция хороших новостей.

Организация рабочего места
Александр EГOPШИН, д. э. н.   
26.02.2010
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы,
устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников,
а также максимально повысить производительность труда персонала. Добиться этого можно, учитывая основные системы
планировки помещений, принципы планировки рабочих мест и рациональных условий труда.
Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей
сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, т. к. все это
влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье.

Выделяют следующие основные системы планировки помещений.

1. Кабинетная: структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных
комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для
малых групп сотрудников, а недостатком -- увеличение затрат на отопление и освещение, а также удлинение маршрутов
документопотоков.

2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с
количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток -- невозможность создания уединенной обстановки, особенно для ученых и руководителей, а также избыточный шум в зале.

3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей
отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5--2,0
м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя "ячейка". В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда.

При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:

  • В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения.
  • Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.
  • Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.
  • Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.
  • Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.

Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на одного
сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:

  • общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;
  • число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;
  • нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.

При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь
отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и
дисциплину.

Рациональные условия труда

Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации
рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического
климата.

1. Современная мебель -- дороже денег

Современная эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные условия труда и представление о
благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать офис недорогой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком. Не жалейте денег и оборудуйте все помещения офисной мебелью, в крайнем случае те подразделения, где сотрудники работают с клиентами предприятия. Гнетущее впечатление оставляет посещение кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр креслами, дешевыми занавесками и
пепельницами, наполненными окурками сигарет.

2. Стол и стул создают комфорт

Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру
стол и стул для сотрудника. Нормальная высота рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от его
роста составляет 70--75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост
сотрудников, лучше всего использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.

3. Чистый стол

На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения
задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны.
Стол руководителя или специалиста, заваленный документами, книгами и газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке.

4. Каждой вещи -- свое место

Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия (подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки.

5. Используйте органайзер

Все технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе или в компьютере --
органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением средств труда в ящике.

6. Чисто там, где не сорят

Офис должен содержаться в идеальной чистоте и убираться два раза в день, если в отделе много клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в офисе, потребление пищи, распитие спиртных напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном случае вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение производительности труда сотрудников на 15--20%.

7. Да будет свет!

Правильная освещенность помещений -- фактор создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья
сотрудников. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению,
отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Лучше всего располагать столы так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.

8. Чистый воздух -- здоровый дух

Вентиляция имеет важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического состояния и уменьшает
опасность распространения инфекционных заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого
помещения кондиционером или принудительной вентиляцией. При их отсутствии необходимо проветривать помещение каждые
2 ч.

9. Громкость музыки обратно пропорциональна интеллекту

Часть сотрудников, особенно тех, труд которых монотонен, предпочитает работать под музыку, другая часть ее не любит. Как
быть? Эти вопросы должны быть согласованы внутри коллектива и регламентированы. В любом случае громко говорящий
радиоприемник или другой источник музыки в течение всего рабочего времени негативно действует на психику всех
работников.

















 
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске